Найпалкіше прагнення до свободи поневолює.

Верный путь к освобождению (индийская притча)

 

Один царь имел обыкновение просить всех, кто появлялся в его царстве, указать ему путь к духовной реализации. Каждый называл свой способ, опираясь либо на традиционные тексты, либо на высказывания старших, и говорил, что именно этот путь и может привести к мокше (освобождению).

Близкому к царю слуге пришлось выслушать множество описаний правильного пути к освобождению, и он понял, что царь, хотя и беспрерывно слушает о различных методах достижения мокши, не пытается осуществить на практике ни один из них. Тогда у него возникла идея преподать царю урок.

В один прекрасный день, когда царь сидел в тронном зале и, как обычно, вёл разговор со многими людьми, слуга вбежал в зал с громким криком. Царь поднялся и спросил, отчего он кричит. Тот, изобразив на лице тревогу, ответил, что все дворцовые верблюды карабкаются на крышу террасы. Царь спросил, каким образом верблюды могут влезть на крышу. И слуга ответил, что если царь, утопая в роскоши, мечтает о том, чтобы одолеть путь, ведущий к освобождению, нет ничего удивительного, что верблюды карабкаются на террасу, а потом бросаются вниз.

P.S. Як на мене, то найкраще пояснює цю притчу Цивільний Кодекс України стаття 322. Тягар утримання майна: “1. Власник зобов’язаний утримувати майно, що йому належить, якщо інше не встановлено договором або законом.”

І ще таке, дещо складніше, пояснення притчі: «Навіть найпалкіше прагнення до свободи поневолює. Чи почувався ти коли-небудь вільніше, ніж тоді, коли тебе більше не турбувало, вільний ти чи ні? Лише задоволені справді вільні.» (Ентоні де Мело, «Молитва жаби», том 2)

Моя відповідь на лист, який я отримав від однієї з адресатів після прочитання нею цієї притчі, та яка не порозумілася зі своїм директором:

Вика,

не грустите по поводу директора.

Сегодня я разговаривал с управляющей нашим отелем в Скадовске, поскольку вчера почувствовал, что она близка к нервному срыву из-за одной нашей гостьи.  Вчера же спросил у жены, которая сейчас тоже находится в отеле, о том, сколько людей очень рады, что попали в наш отель. Жена сказала: 90%. То есть только один из 10 не очень рад.

Наталью Ивановну – нашу управляющую – сегодня утром попросил представить, что мы с ней пьем чай в кафе под названием “Сластена” (реально существующее). Происходит это чаепитие и разговор 2 августа 2005 года, когда отель наш только строится и никто в Скадовске даже не пытается догадываться (включая и саму Наталью Ивановну), каким будет отель  через 5 лет. Я ей нарисовал такую картинку: отель на 23 комнаты, с бассейном, велосипедами, сауной, тренажерным залом, джакузи и детской площадкой, с детской комнатой. Отличный ресторан со свежей, чистой, домашней и разнообразной едой, кафе, куда выпить самый вкусный в Скадовске кофе часто приходят и мэр города, и председатель райадминистрации и многие другие, не спрашивая при этом о цене. Книга отзывов пестрит благодарностями всем сотрудникам отеля и лично ей – Наталье Ивановне.

И только один из 10 гостей отеля, не сразу понимает, что у нас хорошо, приятно и уютно. Пытается найти, к чему бы придраться, упорно ищет в овсянке утром червячка, чтобы написать жалобу, и не находит. А потом, когда уедет от нас, понимает, что, на самом деле, у нас приятно и не стоило портить себе отпуск. Возможно даже, его посетит чувство вины за свое поведение. Не всегда, правда, он об этом говорит или скажет, но точно понимает и чувствует это. И она – Наталья Ивановна – это знает наверняка.

Наталья Ивановна сказала, что 5 лет назад эта картинка для нее была бы утопией. Настолько все хорошо и приятно.

Но ведь сейчас именно так и есть. Так, почему же она так близка к нервному срыву из-за одной, не сразу понявшей ее гостьи, которая всего навсего заблуждается?

Как по мне, мы просто не умеем видеть то доброе и хорошее, что уже есть у нас.

Вика, в следующий раз мы обязательно урегулируем все вопросы с Вашим директором. Вы только не забудьте сказать, когда это будет надо. Хорошо?

Олександр Єфімов

Залишити відповідь