Парковочный сбор (умом его нам не понять… да и деньгами не измерить)

Опубликовано в газете “Бухгалтерия” № 31 (1018) за 30 июля 2012 г.

Пробовали понять, кем, как и, главное, за что уплачивается сбор за места для парковки транспортных средств (далее – парковочный сбор)? Я пробовал – очень сложно. Но зато пришел к выводу: при правильном понимании сути парковочного сбора, государство его получить не может вообще. Его поступление в бюджет возможно только в том случае, если отдельных субъектов принудят это делать или они ошибутся сами и заплатят. В общем, давайте разбираться.

Шаг 1. Определение объекта налогообложения

Уплата парковочного сбора регулируется ст.266 НКУ[1]. Согласно п.266.1.2 этой статьи сельский, поселковый или городской совет (далее – местный орган власти) своим решением должен утвердить перечень специальных земельных участков, отведенных для организации и осуществления деятельности по обеспечению парковки транспортных средств. В таком решении должны быть указаны:

?                  общая площадь отведенного участка;

?                  техническое оборудование;

?                  количество мест для парковки транспортных средств.

НКУ дает собственное определение понятию «земельный участок», применяемое в данном случае. В соответствии с п.14.1.74 ст.14 НКУ земельный участок – «это часть земной поверхности с установленными границами, определенным местом расположения, целевым (хозяйственным) назначением и с определенными относительно него правами». Заметим, что НКУ не устанавливает требование нахождения данных земельных участков в собственности или арендном пользовании субъектов парковочного сбора. Напротив, согласно п.266.2.1 ст.266 НКУ такой земельный участок специально отводится для обеспечения парковки транспортных средств:

?                  на автомобильных дорогах общего пользования;

?                  на тротуарах и иных местах;

?                  в коммунальных гаражах, на стоянках, паркингах (строениях, сооружениях, их частях), построенных за счет средств местного бюджета.

Еще раз обращаем внимание, что земельные участки под парковку субъектам парковочной деятельности должны отводиться, а не передаваться в аренду и, тем более, в собственность. Они могут находиться только в коммунальной собственности! Если парковка организована на земельном участке, находящемся в собственности или в арендном пользовании субъекта предпринимательства, то законодательных оснований для уплаты парковочного сбора вообще нет.

Этот вывод не только прямо следует из контекста  пп.266.2.1 ст.266 НКУ, он еще и согласуется с п.2 Правил парковки[2]. В нем сказано, что субъектами хозяйствования, на которых распространяется действие указанного документа, являются балансодержатели площадок для парковки транспортных средств государственной и коммунальной форм собственности, определяемые согласно Закону о благоустройстве[3].

Шаг 2. Определение плательщика парковочного сбора

Согласно п.266.1.1 ст.266 НКУ плательщиками парковочного сбора являются юридические лица, их филиалы, частные предприниматели, которые согласно решению местного органа власти организуют и осуществляют деятельность по обеспечению парковки транспортных средств на площадках для платной парковки и специально отведенных автостоянках. Перечень таких плательщиков местный орган власти обязан приложить к своему решению об утверждении мест парковки и передать эти документы для фискального контроля местному налоговому органу.

НКУ полностью обошел стороной вопрос о том, как в этот перечень эти потенциальные плательщики парковочного сбора могут попасть. Лишь в п.266.1.2 ст.266 Кодекса речь идет о том, что такие лица уполномочены организовывать и осуществлять деятельность по обеспечению парковки транспортных средств. Процедура «уполномочивания» в НКУ не раскрыта вовсе, что создает трудности и разногласия на практике. Дело в том, что быть плательщиком парковочного сбора зачастую далеко не выгодно, скорее, наоборот. Так что желающих заниматься предоставлением услуг парковки мало, поэтому местным органам власти таких «желающих» приходится назначать.

Так, например, в письме Скадовского городского совета от 17.05.2012 г. № 2-21-442 указано: «Налоговыми агентами по удержанию сбора за парковку и расчеты с местным бюджетом определены администрации и собственники магазинов, отелей, мотелей и иных учреждений отельного типа, санаторно-курортных учреждений, домов отдыха и иных юридических и физических лиц, организовывающих и осуществляющих деятельность по обеспечению парковки транспортных средств». Вот так просто, в приказном порядке местный орган власти, что называется, одним росчерком пера, обязал отели и магазины города оказывать услуги по парковке только потому, что возле них можно припарковать автомобиль. Ну, заодно еще и перепутал статус плательщиков парковочного сбора и их задачу. Ведь субъекты парковочного бизнеса не удерживают и не  перечисляют в бюджет парковочный сбор с потребителей услуг парковки, а платят его сами, независимо от того, сколько дохода от предоставления услуг по парковке было получено.

Согласно пп.266.2.2 ст.266 НКУ базой налогообложения является площадь (!) парковки, а не припаркованный автомобиль, а значит статусом налогового агента здесь и не пахнет. К тому же в ст.266 НКУ применительно к парковочному сбору налоговые агенты вообще не определены. И это тоже одна из причин, по которой желающих сотрудничать с властью в данной области деятельности не много. Ведь одно дело играть роль посредника (действительно, налогового агента) между потребителем услуги и бюджетом (как происходит при взимании и перечислении туристического сбора), а другое дело – отдавать свое, независимо, получилось ли заработать на парковке или нет.

Есть еще одна трудность: определение конкретного лица, которое может считать себя уполномоченным. Например, в том же г. Скадовске одна из парковочных площадок расположена между строением, в котором расположен супермаркет и ряд торговых точек, принадлежащих частным предпринимателям, с одной стороны, и зданием мэрии – с другой. Кого считать тем «налоговым агентом», о котором речь идет в указанном выше письме? В общем, так просто, без индивидуализации конкретного лица, найти плательщика парковочного сбора не выйдет. Кроме того, любой автомобилист, ссылаясь на п.266.1.2 ст.266 НКУ, может захотеть увидеть документ, подтверждающий полномочия субъекта предпринимательства собирать плату за парковку. То есть должна быть «бумага» из местного органа власти с указанием конкретного субъекта хозяйствования, уполномоченного брать плату за парковку.

Итак, чтобы появился плательщик парковочного сбора необходимо, его уполномочить. Здесь самое время озадачиться вопросом о том, как это сейчас делается: принудительно или по согласию.

Принуждение к уплате налога, который субъект предпринимательства платить не должен, – это обычная фискальная отечественная практика. Например, известный факт с убыточными декларациями, которые в ГНИ обычно не принимаются. Налоговики заставляют предприятия показывать в декларации прибыль, которая де-факто не заработана. И все это лишь для того, чтобы возникла обязанность уплатить налог. Умозаключения представителей ГНС понятны: хозяйственной деятельностью налогоплательщик занимается, налогооблагаемые операции совершает, вот и должен платить. Но заставлять заниматься той деятельностью, которая субъекту хозяйствования не по душе, это уж слишком. Принуждать к предоставлению услуг парковки ради уплаты парковочного сбора только потому, что у местного органа власти есть план по такому сбору, – это, согласитесь, перебор даже для Украины. Это все равно, что обязать всех младенцев уплатить N-нную сумму налога на прибыль только потому, что раз они родились, то в будущем потенциально могут заниматься бизнесом. И если они когда-нибудь все-таки решат заниматься бизнесом, вот тогда и заработают эту прибыль. Ну а нет, так нет. Главное, чтобы сейчас, сию секунду бюджет не остался внакладе.

А сейчас сделаем небольшое, но крайне важное для понимания проблемы, отступление, т.к. самое время внести ясность в понимание разницы между публичным и частным правом. Понятие «публичное право» впервые было сформулировано еще в Древнем Риме[4], когда произошло первоначальное разделение права на две части в зависимости от характера отношений, которые они регулируют: на публичное право (jus publicum) и частное право (jus privatum). По мнению выдающегося римского юриста Домиция Ульпиана публичное право содержит совокупность тех правовых норм, которые защищают общественные отношения, в то время как совокупность норм права, защищающих интересы отдельных лиц, составляет суть права частного.

Правовые нормы призваны регулировать общественные отношения. Нормы публичного права направлены на регулирование устройства и функционирования государства и его институтов. В то время как действие норм права частного направлено на защиту частных интересов в соответствии с принципами свободы и равенства всех субъектов.

В сфере частного права государство удерживается, а то и устраняется от непосредственного и властного регулирования отношений между соответствующими субъектами. Государство должно предоставлять таким субъектам возможность самостоятельно урегулировать отношения между собой. Таким образом, частное право имеет характер юридической децентрализации, а само же государство обязано, не вмешиваясь в урегулирование отношений субъектов частноправовых отношений, выполнять лишь роль их защитника.

Уплата налогов – это отношения субъекта хозяйствования с государством, то есть публичные правоотношения. А вот предоставление услуг парковки – это уже из сферы частного права. Статья 3 ГКУ[5] в числе основных принципов (начал) гражданского права называет свободу предпринимательской деятельности, не запрещенной законом. О какой же свободе можно говорить, если местный орган власти заставляет субъекта хозяйствования заниматься не нужной ему деятельностью и оказывать не свойственные его бизнесу услуги по парковке? Статья 42 ХКУ[6], на которую так часто любят ссылаться представители ГНСУ в судах, указывает на самостоятельность, инициативность, систематичность хозяйственной деятельности, осуществляемой на собственный риск с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли. Из этого следует, что деятельность с целью пополнения местного бюджета парковочным сбором – далеко не предпринимательская деятельность.

А ведь согласно ст.44 ХКУ первый принцип предпринимательской деятельности – это принцип ее СВОБОДНОГО выбора!  

Из всего вышеизложенного следует однозначный и бескомпромиссный вывод: предоставлять услуги по парковке должен тот, кто это хочет делать. А тот, кому такая деятельность не по душе, не обязан обустраивать парковочную площадку и платить парковочный сбор. Не должен он это делать даже в том случае, когда местный орган власти определил место парковки прямо возле магазина, отеля или офиса субъекта предпринимательства. Если орган власти желает пополнять бюджет парковочным сбором, пусть он сам услуги по парковке и предоставляет….

В первом разделе статьи уже был упомянут п.2 Правил парковки, который может помочь определить плательщиков парковочного сбора. Согласно этому пункту субъектами хозяйствования, на которых распространяется действие Правил парковки, являются балансодержатели площадок для парковки транспортных средств государственной и коммунальной форм собственности, определяемые согласно Закону о благоустройстве. Ст. 10 этого Закона к полномочиям местных органов власти в сфере благоустройства населенных пунктов относит определение предприятий, учреждений, организаций (балансодержателей), ответственных за содержание объектов благоустройства, на конкурсных началах. А согласно п.7 Правил парковки площадки для парковки и являются такими объектами благоустройства.

Таким образом, ответ на вопрос, как найти плательщика парковочного сбора, прост: для того, чтобы он появился, местный орган власти должен публично наобещать «золотые горы» тем, кто займется деятельностью по предоставлению услуг парковки, провести среди желающих конкурс и определить победителя. Затем выдать решение, которое уполномочит победителя взимать плату за парковку и обяжет уплачивать парковочный сбор в местный бюджет.

Шаг 3. Оборудование мест для парковки

Итак, почему же надо обещать «золотые горы» потенциальным плательщикам парковочного сбора?

Как говорил один из нынешних украинский лидеров, бизнес – это «не просто бабки в маршрутке собирать». Нельзя не согласиться с этим, ведь предоставлять услуги по парковке – это тоже не просто деньги за парковку собирать, это еще много чего значит. Напомним, что согласно п.266.1.1 ст.266 НКУ плательщики парковочного сбора осуществляют деятельность по обеспечению парковки транспортных средств на площадках для платной парковки и специально отведенных автостоянках. Тому, как такая деятельность осуществляется, посвящены Правила парковки. Как видим, НКУ указывает на два вида мест парковки: площадки для платной парковки и специально отведенные автостоянки.

Правила парковки (пункты 13 – 17) содержат требования к оборудованию площадок для платной парковки. Кроме дорожных знаков и специальной дорожной разметки, площадки для парковки должны быть оборудованы парковочными автоматами из расчета не менее одного автомата на 20 парковочных мест. Также специально оборудованные площадки для платной парковки обязательно должны иметь въездные и выездные терминалы. Эти терминалы и парковочные автоматы устанавливаются стационарно. Их можно не устанавливать только в том случае, если услуги по парковке оплачиваются в безналичной форме по договору, заключенному не менее чем на 1 месяц.

На парковочных площадках в доступном для пользователей месте должна быть размещена информация об операторе (наименование, адрес, контактные телефоны), стоимости услуг и способе оплаты. Она должна быть изложена согласно законодательству о языках, а также в случае необходимости переведена на английский язык (п.21 Правил парковки).

Кроме оборудования парковочной площадки, содержания ее в порядке и всего прочего, оператор, то есть плательщик парковочного сбора, согласно п.24 Правил парковки обязан:

?                  содержать в надлежащем техническом и санитарном состоянии также и подъездные пути к площадке;

?                  уведомлять органы ГАИ о выявленных нарушениях Правил парковки;

?                  осуществлять контроль за своевременной оплатой стоимости услуг;

?                  организовывать обучение персонала, обслуживающего площадку для парковки, обеспечивать его бесплатно спецодеждой, образцы которой утверждены приказом Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины от 01.12.2010 г. № 429.

Кроме всех изложенных выше хлопот, плательщик парковочного сбора, являясь оператором соответствующих услуг, обязан предоставить пользователю парковки возможность пожаловаться на диспетчерскую службу парковочной площадки. Отметим, что указанная служба обязана осуществлять техническую аудиозапись и вести реестр обращений пользователей с указанием информации о них, и времени их обращения к оператору по вопросу устранения препятствия для выезда транспортного средства с парковочной площадки. При обращении пользователя представитель оператора обязан прибыть в течение одного часа. И если представитель оператора не успеет за час, пользователь вправе не оплачивать его услуги.

И еще надо помнить, что согласно ст.30 Закона № 875[7] собственники специально оборудованных или отведенных площадок для парковки обязаны обеспечивать выделение и оборудование в пределах таких площадок мест для бесплатной парковки легковых автомобилей:

?                 управляемых инвалидами с нарушениями опорно-двигательного аппарата; членами их семей, которым согласно порядку обеспечения инвалидов автомобилями передано право управления автомобилем; законными представителями недееспособных инвалидов или детей-инвалидов, которые перевозят инвалидов (детей-инвалидов) с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

?                 принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям общественных организаций инвалидов и сферы социальной защиты населения и перевозят инвалидов (детей-инвалидов) с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Количество мест для бесплатной парковки указанных автомобилей не может быть меньше 10% общего количества мест на площадке для парковки, но в любом случае не меньше одного места. Такое место должно быть обозначено дорожным знаком и специальной разметкой (п.22 Правил парковки). Один плюс: места для парковки транспортных средств инвалидов не включаются в базу налогообложения парковочным сбором.

Что касается автостоянок, то им посвящены Правила автостоянок[8]. И этот документ содержит не меньше требований к операторам, чем Правила парковки. Чего стоит только обязанность ведения на автостоянках журнала учета транспортных средств долгосрочного хранения, журнала учета транспортных средств временного хранения, журнала учета ежедневного и разового заезда и выезда транспортных средств, журнала учета транспортных средств с повреждениями и некомплектных, кассовой книги, книги жалоб и предложений, книги квитанций.

Если все указанные выше требования к площадкам для парковки и к автостоянкам еще не отбили желание заниматься парковочным бизнесом, перейдем к Шагу 4.

Шаг 4. Определение суммы парковочного сбора

Как известно, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, обычно определяется путем умножения ставки налога на базу налогообложения. Согласно п.266.3.1. ст.266 НКУ ставка парковочного сбора устанавливается «за каждый день осуществления деятельности по обеспечению парковки транспортных средств в гривнях за 1 квадратный метр площади земельного участка, отведенного для организации и осуществления такой деятельности, в размере от 0,03 до 0,15 процента минимальной зарплаты, установленной по состоянию на 1 января отчетного года». Сразу скажем, что уплачивается парковочный сбор с учетом последних изменений, внесенных в Налоговый кодекс  Законом № 4834[9], раз в квартал в местный бюджет по месту нахождения объекта налогообложения, то есть парковочной площадки.

Но вернемся к расчетам. Исходя из минимальной зарплаты, установленной по состоянию на 1 января 2012 (1073 грн.), сумма парковочного сбора составит от 0,32 до 1,61 грн. за 1 м2. Если парковочная площадка имеет площадь 50 м2, то сумма парковочного сбора за день составит от 16 до 80,5 грн. В месяц – от 480 до 2 415 грн. На парковочной площадке площадью 50 м2 поместится 6 автомобилей. То есть каждое парковочное место должно только парковочного сбора заработать от 80 до 402,5 грн. Добавьте сюда НДС, поскольку парковочный сбор не косвенный налог, проходящий транзитом через налогового агента, значит, с припаркованного автомобиля можно получить оплату за услугу по парковке, а не парковочный сбор. А услуга облагается НДС на общих основаниях. Кроме того, не забудьте добавить стоимость парковочных автоматов и зарплату обслуживающего персонала. И спецодежду. Получатся затраты, которые для даже Киева не всегда будут окупаемы. Что уж говорить о районном центре, где местные жители вообще не поймут, о чем с ними говорят, требуя денег за парковку.

А теперь выводы, ради которых мы и погружались в «парковочную» тему.

Если есть желание заняться парковочным бизнесом, надо аккуратно и точно все подсчитать, прежде чем принимать участие в конкурсе уполномоченных брать плату за парковку с водителей транспортных средств.

Если расчеты и другие факторы свидетельствуют о бессмысленности данного мероприятия, можно смело не платить парковочный сбор. Сыграть в конкурс вместо вас, органы местной власти и поставить вас в известность о его результате фразой: «Поздравляем, вы выиграли конкурс!!!», не вправе.

Если вы вдруг решите пойти навстречу власти и просто заплатить парковочный сбор, не выиграв конкурс и не получив предварительно полномочия его уплачивать, а просто, чтобы «не нарываться», то не стоит на его сумму увеличивать налоговые расходы. Он ведь для вас не обязательный, а добровольный. А согласно п.138.10.4 ст. 138 НКУ налоговые расходы уменьшают только те налоги, которые обязательные.


[1] Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010г. № 2755-VI (прим. ред.).

[2] Правила парковки транспортных средств, утвержденные постановлением КМУ от 03.12.2009г. № 1342 (прим. ред.).

[3] Закон Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.2005г. № 2807-IV (прим. авт.).

[4] Римское право легло в основу правовых систем многих развитых стран Европы (прим. авт.).

[5] Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003г. № 435-IV (прим. авт.).

[6] Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003г. № 436-IV (прим. авт.).

[7] Закон Украины от 21.03.1991 г. № 875-XII «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» (прим. ред.).

[8] Правила хранения транспортных средств на автостоянках, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 22.01.1996г. № 115 (прим. ред.).

 

[9] Закон Украины от 24.05.2012 г. № 4834-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования некоторых налоговых норм». Опубликован: Бухгалтерия. – 2012. – № 27. – С. 33 – 80 (прим. авт.).

 

Залишити відповідь