Установление налогов и сборов органами местного самоуправления

Опубликовано в газете “Бухгалтерия” № 15 (1054), 15 апреля 2013 года, стр.79

Согласно п.12.3. ст.12 НКУ[1] местные налоги и сборы (в частности, туристический сбор, сбор за места для парковки транспортных средств) устанавливаются решениями местных советов. Если такого решения нет, можно ли указанные сборы не уплачивать?

Действительно согласно п.12.3. ст.12 НКУ сельские, поселковые, городские советы уполномочены принимать решения об установлении местных налогов и сборов. Принимая решение об установлении местного налога (сбора), в соответствии с пп.12.3.2. этой же статьи Налогового кодекса, орган местного самоуправления обязан определить объект налогообложения, плательщика налогов и сборов, размер ставки, налоговый период и иные обязательные элементы, определенные ст. 7 НКУ (к тому же обязательным для органа местного самоуправления является соблюдение критериев, установленных разделом ХІІ НКУ).

Итак, обязательными элементами налога (сбора) являются:

?                  налогоплательщики;

?                  объект налогообложения;

?                  база налогообложения;

?                  ставка налога (сбора);

?                  порядок расчета налога (сбора);

?                  налоговый период;

?                  срок и порядок уплаты налог (сбора);

?                  срок и порядок представления налоговой отчетности.

К необязательным элементам налога (сбора) НКУ относит налоговые льготы.

Указанные элементы местного налога (сбора) установлены непосредственно Налоговым кодексом. Однако в некоторых случаях, например, в отношении налоговых ставок, органы местного самоуправления имеют полномочия действовать в определенных пределах. Так, например, согласно пп.266.3.1. ст.266 НКУ ставки сбора за места для парковки транспортных средств устанавливаются в размере от 0,03 до 0,15% минимальной заработной платы, установленной на 1 января налогового (отчетного) года.

Для случаев, когда орган местного самоуправления, не воспользуется своими полномочиями и не установит ставку налога (сбора) там, где для него предусмотрены определенные рамки, НКУ устанавливает правило, согласно которому действуют минимальные ставки местного налога (сбора) (пп.12.3.5 ст.12). Но это правило действует только в тех случаях, когда все другие элементы налога (сбора) установлены законом или решением органа местного самоуправления. Если же, скажем, орган местного самоуправления не установил не только ставку, но и еще какой-либо обязательный элемент налога, то это правило не действует.

Что касается сроков действия решения об установлении некоторых элементов местных налогов (сборов), то оно вступает в силу, согласно пп.12.3.4. ст.12 НКУ, то есть с 1 января года, следующего за годом, в котором было принято, при условии, что это решение было официально обнародовано до 15 июля такого года. Например, в 2013 году действуют решения органов местного самоуправления, принятые в 2012 году и официально обнародованные до 15 июля 2012 года. Если же решение было официально обнародовано позже этой даты, то его действие переносится еще на один год вперед, то есть действовать решение начнет с 1 января 2014 года.

Таким образом, если орган местного самоуправления, не установил ставку местного налога (сбора), а все другие его элементы установлены непосредственно НКУ, то плательщики данного налога (сбора) обязаны его уплачивать по минимальной ставке, установленной Налоговым кодексом.

Что касается тех местных налогов (сборов), относительно которых органом местного самоуправления устанавливается не только ставка, но и плательщики, налоговые агенты (например, туристического сбора), то в Налоговом кодексе установлен существенный критерий, позволяющий определять плательщиков этого сбора и налоговых агентов: наличие решения органа местного самоуправления и территории, на которой оно действует.

Так, согласно пп.268.2.1 ст.268 НКУ плательщиками туристического сбора являются лица, прибывающие на территорию административно-территориальной единицы, на которой действует решение органа местного самоуправления об установлении туристического сбора, и получают (потребляют) услуги по временному проживанию (ночлегу) с обязательством покинуть место пребывания в определенный срок. Выделенные жирным курсивом слова и составляют тот обязательный критерий, без которого лиц, прибывающих на территорию административно-территориальной единицы, плательщиками данного сбора считать нельзя. Если нет решения местного органа власти об установлении туристического сбора, то нет и плательщиков этого сбора, поскольку не определена территория, на которой туристический сбор должен был бы взиматься. Нет в данном случае и налоговых агентов, уполномоченных этот сбор удерживать с плательщиков. Их нет, во-первых, потому, что формально нет плательщиков туристического сбора, а во-вторых, согласно п.268.5. ст.268 НКУ перечень лиц, являющихся налоговыми агентами тоже должен содержаться в решении органа местного самоуправления.

Таким образом, обязанность плательщиков уплачивать туристический сбор, а налоговых агентов – его удерживать, возникает только после вступления в силу решения органа местного самоуправления об установлении туристического сбора.

 


[1] Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI. Опубликован: Бухгалтерия. – 2013. – № 1 – 2. – С. 20 – 379 (прим. ред.).

Залишити відповідь